«Пользователи сети Интернет рискуют попасть под статью«
«Пользователи Интернет, скачавшие картину в Сети, могут попасть под статью. Впервые в российском интернете предпринята попытка контроля за распространением нелегальных копий фильмов, вышедших в российский прокат. Пользователи файло-обменных сетей, участвующие в получении и распространении контрафактных копий фильма «Ирония судьбы. Продолжение», могут понести наказание в связи с инициированием правообладателем уголовного преследования по статье 146 УК РФ.»
Вообще-то, не впервые. Первым на моей памяти был, вроде бы, товарищ Михалков: насчет того, чтобы запретить пиратить «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирульнега», он договаривался лично с Путиным, тогда руководящим ФСБ. Потом гонения еще были за мульт «Незнайка на Луне»: рассылались ориентировки на пиратские копии, чем-то там отличающиеся от лицензионных (кажется, лицензионка была на двух кассетах).
По этому поводу — история. Местный опер «упал, намоченный» решил оную ориентировку «отработать». Пришел на рынок и стал домогаться до продавца, есть ли у него «Незнайка». Не, ну надо ж додуматься: в городе с двадцатью тысячами населения, где все друг друга знают, прийти лично на контрольную закупку! Естественно, к тому моменту на рынке знали не только друг друга, но и то, какие кассеты продавать не рекомендуется. Но продавец на прямо поставленный вопрос дал не менее прямой ответ: «Есть!»
Опер стал шарить по прилавку и ничего не нашел. Тогда начались домогательства на тему «А где?» Продавец немного поморочил еще голову, и потом честно ответил: «Дома!» Сорвав, таким образом, оперативно-розыскное мероприятие…
«У нас мощная антипиратская программа. Если я расскажу суть этой программы, то я, к сожалению, окажу помощь пиратам. Могу сказать, что эту программу мы готовили несколько месяцев, работали вместе с МВД. Это неординарная программа, детали мы ее раскрывать не хотим – зачем же рассказывать план защиты для нападающих?» – заявил в начале месяца на пресс-конференции, посвященной премьере «Иронии судьбы», Константин Эрнст.»
Ну ладно, я раскрою детали, тем более что они не такие уж секретные. Юзеры отлавливаются по описанному уже мордовскому рецепту: садимся за комп, начинаем скачку чего-нибудь и смотрим, кто еще качает. Фиксируем айпи-адреса и идем к провайдеру: «установочные данные» об имени и адресе он обязан дать даже без решения суда. А потом — получаем ордер на обыск, забираем компьютеры, и т.д…
Кстати, есть спорный вопрос насчет того, чем вообще является пользование торрент-клиентами. Известно, что скачивать для личных целей разрешено, а вот распространять — нет. Но так как клиент одновременно и раздает, то ситуация неоднозначная: скачка это, или распространение? Возможно три ответа на этот вопрос:
1. Раздача файла частями носит чисто технический характер и служит для увеличения скорости закачки, пользователем она не контролируется. Соответственно, пусть автор клиента и объясняет следствию, что он там напрограммировал, и зачем. А пользователь хочет только скачать, что дозволено ему законом.
2. После того, как пользователь скачал весь файл и не ушел с раздачи — он превращается в нарушителя авторских прав. Щадящий вариант решения вопроса. Но личеров не любят нигде, увы.
3. Участие в абстрактном «файлообмене» само по себе нарушает закон, независимо от того, весь ли файл у раздающего пользователя, сколько его процентов он фактически раздал, и какими кусками. Всех качающих можно рассматривать как организованную группу, занятую распространением файла совместно.
Угадайте, какой вариант, скорее всего, изберут наши «органы»? Боюсь, что третий. Хотя могут и второй — если задумаются о том, как доказать «группу лиц» в третьем варианте (это практически невозможно). В общем, если вас заловили, то кричите, что только скачали и ушли с раздачи. Может прокатить. Альтернатива — «признание вины и деятельное раскаяние».
Ну, а потом, после того, как пользователя торрента заловили — следует «оценка ущерба в размере стоимости прав«, то есть ста тысячмиллионовдолларов, и возбуждение уголовного дела. Напомню, что именно «ОРТ-Видео» является рекордсменом данного блога по аппетитам при оценке ущерба: девять с лишним миллионов рублей за один «дорелизный диск».
Вы еще хотите посмотреть этот чудный фильм? Тогда они идут к вам!
По этой тематике я как-то (кажется в тогда ещё живой e-mail-конференции В.Б.Наумова) уже предлагал использовать в отношении «пиратства» приёмы ТРИЗ. Один из таких приёмов — усилить вредное свойство (от которого в рамках задачи следует избавиться) «в миллион раз». Применительно к современным фильмам и песням это означает увеличение цены одного легального диска до, скажем, $10 000 и соответствующее усиление наказания до пожизненного. Эффект, хочу сказать, будет сверхположительный. Молодёжь перестанет смотреть и слушать сегодняшнюю ху… в смысле ха…лтуру, станет снова читать и слушать классику. Это ли не мечта радетелей за отечественную культуру и образование? Кроме того, современные, гм, «звёзды», продав за сезон один-два диска, наконец займутся тем, чем им и положено — улицы там подметать, в автосервисе работать, в армии служить и т.п.
Так что всё ведь для нашего же блага делается, ёлки-палки. А Вы тут, понимаешь, критику разводите ;)
С уважением,
Сергей Середа