Думаю, все вы часто слышите про доблестных таможенников, которые то там изымут контрафакт, то там. И про неисчислимый ущерб от этого “контрафакта”.
Слово это я закавычил потому что часть его составляют вполне “легальные” товары, которые ввозятся без санкции “правообладателя товарного знака” (так называемый «параллельный импорт»).
Таможня наша охерела настолько, что уже в официальных сообщениях этого не скрывает: да, ввозили оригинальные телефоны, правообладателю товарного знака “причинен ущерб”…
Причина — в нашем законодательстве о товарных знаках. По закону “легальным” является распространение товаров, маркированных товарным знаком, “которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.” Нет согласия правообладателя на ввоз товара в Россию — он “контрафактный”, даже если трижды “лицензионный”. Уступает кому-то производитель право на ТЗ в России — и у этого “кого-то” приходится получать разрешение на ввоз.
Мытари умудряются требовать “лицензию на использование товарного знака” даже у продавцов, купивших заграничный товар у “легальных дистрибьюторов”, которые законно его ввезли в Россию даже по таможенным меркам.
“Право на товарный знак” дает “правообладателю” возможность блокировать ввоз соответствующих товаров и держать на них совершенно конские цены.
А проектом ГК предлагается дополнительно закрепить сложившийся порядок. Сейчас в законе употребляется следующая формулировка:
“Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.”
Поскольку на “легальных” товарах знак размещен абсолютно законно, то в некоторых случаях импортеры умудрялись-таки убеждать суд, что товар нужно пропустить через границу, а не уничтожать путем показательной давки танком.
Проектом планируется заменить слова “незаконно размещены” словами “размещены незаконно используемый”. То есть, окончательно планируется прописать в законе такой критерий “контрафактности” товаров как отсутствие согласия от “правообладателя товарного знака” на ввоз их в Россию.
В общем, когда в следующий раз Путин потребует посадок для “контрабандистов”, вы имейте пожалуйста в виду особенности национального законодательства по охране священной интеллектуальной собственности.