Много изменений вносится в статьи, посвященные так называемому “свободному использованию” произведений, то есть — без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения.
Например, в пункт о “цитировании” (п. 1 ст. 1274) добавлены слова о том, что оно может осуществляться не только в “научных, полемических, критических или информационных” целях, но еще и в “учебных”, а также “в целях раскрытия творческого замысла автора”. Наконец-то “в законе” у нас будет и художественная литература, на которую все эти “научные” и “полемические” цели налезают с трудом, как сова на глобус.
Кстати, я думаю, правообладатели дружно заверещат от такого нововведения. Ну как же: ведь это ж кто-нибудь каааак процитирует полкниги и будет “творческим замыслом” прикрываться. Нееет, это надо запретить немедленно.
В число других способов свободного использования в пунктах 3-5 статьи 1274 добавилось и “доведение до всеобщего сведения”, то бишь, выкладывание в интернеты. До этого перепечатку общественно-полезных статей, речей и прочего можно было делать только в виде “твердых копий” или передавать в эфир.
Еще в число действий, которые можно осуществлять невозбранно, добавилась “запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций”. Вопросу этому уделяют как-то неоправданно много внимания, только из-за того, что о диссертациях однажды высказался наш нанопрезидент Медведев. Как и всякая коньюнктурщина, пункт о диссерах написан “по мотивам” царских высказываний: записывать их “в память ЭВМ” и доводить до всеобщего сведения можно, а вот распечатать для чтения долгими зимними вечерами почему-то нельзя, нет такого права. Ну, а зачем об этом писать? Медведев же о распечатках ничего не говорил…
Вдобавок, изменения внесены и в статью об использовании произведений библиотеками. Те из них, в которые предоставляется экземпляр диссертации, могут давать его почитать пользователю. Но — на общих основаниях, то есть, в помещениях библиотеки и с запретом на копирование. То есть, право на “запись в память ЭВМ” у юзера есть, ему сам Медведев разрешил. Но реализовать это право он не может.
Наряду со слепыми, в проект дописали “слабовидящих”: теперь для них вводятся дополнительные преференции в копировании книг и выдачи их в библиотеках. Правда, на это им потребуется разрешение все того же нанопрезидента:
“Перечень специальных форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.”
Мне почему-то кажется, что постановление с перечнем форматов будет разрабатываться менее охотно, чем постановление о порядке выплаты вознаграждения в РАО. Ну, хоть за пару лет-то примут, надеюсь…
Еще есть в проекте ложка меда и для глухих: разрешение снабжать произведения сурдопереводом без согласия автора и забесплатно.
Ну и, наконец, появляется долгожданная “свобода панорамы”: статья 1276 разрешает использовать изображения произведений архитектуры “расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места”. Абсолютно безвозмездно, то есть даром.
А далее в нашей программе — бочка дегтя для любителей чтения.
Уведомление: Планета е-книг » Blog Archive » Проект изменения копирайтного законодательства