Читаю статью Тоома о математическом образовании в Штатах. Забавно, как могут иногда столкнуться «западное» и «восточное» мышления, вот, в образовании, в частности.
Задачи образования в СССР и Штатах были во многом родственными: здесь делали сторителей коммунизма, там — менеджеров, которых надо было обучить выполнять задания топ-менеджеров. Сейчас, подозреваю, курс взят на обучение строителей Новой России, но этого пока не заметно. Скорее всего, и у нас такое образование будет в конечном итоге. Только в Жуковке есть два филиала каких-то там коммерческих «университетов», это не считая тех студентов, которые учатся в Брянске примерно в такого же уровня шарагах. Скоро диплом о высшем образовании будет, действительно, у каждого.
…Надо учитывать то, что «западный» человек очень сильно подчинен в своей жизни разного рода формальным правилам, сформулированным как набор действий, которые он должен совершить для того, чтобы получить заранее определенный результат. «Не влезай — убьет» для западного человека означает ровно то, что написано, и он знает, что, если он влезет — его убьет. Даже не предполагает, а именно знает. «Восточный» человек учитывает сформулированные явно правила в качестве одного из факторов, определяющих его действия, и о том, что его убьет, он может только предполагать. Отношение к нормам права на западе и востоке можно описать как раз вот так.
Обучение для Тоома — процесс, задачей которого является воспитание человека, способного мыслить самостоятельно, и, обратите внимание — проверить или как-то сформулировать критерии этого самостоятельного мышления невозможно. Собственно, про эту разницу между западным и восточным стилями мышления я читал в одной из древних «Компьютерр», за 1999 год еще (западный стиль мышления в статье назван «процедурным», восточный — «процессуальным»). До сих пор журнал лежит на столе, в качестве настольной книги.
Хороший пример из Тоома:
«На одной из лекций, когда меня спросили, почему даю задачи, непохожие на те, что в учебнике, ответил: «Потому, что я хочу, чтобы вы знали элементарную математику». Я считал, что такой ответ достаточен. В Москве студент университета, которому сказали бы, что он не знает элементарной математики, смутился бы и немедленно вник бы в суть дела. Обычно элементарную математику преподают детям, которые и выглядят как дети. Представьте мое изумление, когда после такого ответа большая группа рослых взрослых поднялась и затопала к выходу. Они решили (правильно), что смогут окончить университет и не зная элементарной математики и что легко найдут преподавателя, который будет учить их по учебнику.»
А ведь он просто сформулировал свои задачи в рамках «процессуальных», то есть, не определил последовательности действий и результата. Что значит «знать элементарную математику»? А хрен его знает…
Так что Тоом драматизирует, говоря про «цинизм» чиновников от образования.Для них это — нормально, такое вот образование вполне отвечает их стилю мышления.
Помните историю про даму, которая подсушила пуделя в микроволновке, а, когда животное подохло, еще и выигравшая суд? Так вот, учитывая эту маленькую особенность мышления американцев, это не судья дебильный попался. Дама была абсолютно права: производитель не определил (в рамках процедурного описания), что нельзя делать с микроволновкой. В инструкции по ее эксплуатации должны были содержаться описания всех возможных последовательностей действий с описанием результатов. Производитель этого не сделал.