Сижу и сношаю себе моск законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Мне как-то верилось всегда, что у любого нормативного акта есть свой здравый смысл, но в данном случае он от меня как-то ускользает. Определения, например, написаны безобразно. Но пока жить придется с тем, что есть, и объяснять дебилам из «отдела К», что они дебилы — именно с использованием вот этого, что там понаписано…
Неясно, какой правовой режим с точки зрения этого закона у сим-карты. С одной стороны — это идентификатор абонента сотовой сети, с другой — под определение «информации» он тоже попадает.
Статья 13 часть 2:
«Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.»
Сотовая сеть подпадает под определение «информационной системы» из статьи 2 закона. Тогда сотовый телефон — часть этой системы. Присоединение к системе осуществляется вставкой симки — «техническое средство» после этого начинает обработку информации, содержащейся в «базах данных». Вопрос — попадает ли абонент под определение «оператора информационной системы»? По-моему, таки да («собственник технических средств»). И этому «оператору» владелец сотовой сети («обладатель информации») обеспечил «доступ к информации». Ни о какой «конфиденциальности» не может идти и речи: там номер тель-афона, вообще-то, записан. И надо бы выяснить, что еще, но, учитывая то, что симка — прежде всего средство индивидуализации, можно считать, что «конфиденциальность» здесь неприменима.
+В законе «О связи» прописано определение «нумерации» — вот это симка и есть. И логично считать, что абонент сам вправе разглашать свой номер или держать его в тайне.
Ограничений на доступ к информации о «нумерации», установленных «федеральными законами», как требует п. 2 статьи 3, вроде бы, нету.
Коммерческая тайна — отпадает, поскольку информация на симке не «имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам» (номер телефона скрывать как-то бессмысленно).
В качестве аналогии — Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 3900/98, которым признан неправомерным запрет на публикацию программы телепередач:
«В обоснование своих требований истец сослался на то, что телепрограммы являются результатом творческой деятельности сотрудников товарищества, поэтому у него возникло исключительное право на использование их как служебных произведений в силу части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
При разрешении спора суд пришел к правильному выводу о том, что данные телепрограммы представляют собой информацию о передачах и времени их выхода в эфир, поэтому в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» не являются объектом авторского права, и отказал в применении мер защиты авторских прав, установленных статьей 49 названного Закона.
…
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации информация является объектом гражданских прав, которая в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации может охраняться как служебная или коммерческая тайна либо в режиме промышленной собственности. При этих условиях действует запрет на использование информации без согласия ее правообладателя.
Для режима служебной или коммерческой тайны главным требованием является неизвестность информации третьим лицам, отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, то есть обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности.
Названным требованиям программы телепередач, подготовленные истцом, не соответствовали.»
Информация о телефонном номере является идентификатором абонента, и точно так же не может охраняться как служебная или коммерческая тайна. Кроме того, она не может охраняться авторским правом, поскольку не носит творческого характера. Хотя, насколько мне известно, прецеденты приравнивания к комм. тайне индивидуализирующей информации, типа логинов-паролей — были. Могут попытаться сделать то же и с информацией из симки.
(+ Статья 26 закона «О связи», часть 4: «Информация о выделении, об изменении и изъятии ресурса нумерации конкретного оператора связи не является коммерческой тайной.»)
Служебная тайна — отпадает по тем же причинам, что и коммерческая, к тому же, абонент и сотовый оператор служебными отношениями не связаны.
+Не читал еще правила оказания услуг подвижной связи, но это завтра.
+ГОСТ Р 50922-96, но он писан на основании старого закона «Об информации». Но не отменен.