Вот, кстати, тот самый законопроект об упрощенном изъятии земель под олимпиаду, о котором недавно писал «Коммерсант». Теперь пишут «Ведомости»:
«В распоряжении «Ведомостей» оказался законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр <…> в городе Сочи». Этот документ может совершить настоящую революцию в отношениях собственности в России — ведь предлагаемые поправки в Земельный и Гражданский кодексы (ЗК и ГК) будут действовать не только в Сочи, а по всей стране. «Нельзя было создать локальный “олимпийский закон” только для Сочи. Без внесения изменений в другие законодательные акты он не имел бы силы», — объясняет зампред комитета по экономполитике Госдумы Юрий Барзыкин, работавший над проектом.
Сейчас законодательство позволяет изымать частную землю для нужд государства (строительства инфраструктурных и военных объектов, доступа к залежам полезных ископаемых) по решению федерального или местного органа исполнительной власти (издается нормативный акт). У собственника есть год, чтобы договориться с властями об условиях изъятия. Если переговоры не принесут результатов, власти могут добиваться его выселения в судебном порядке.
Законопроект все существенно сокращает и упрощает. Решение об изъятии больше не нужно будет регистрировать в Федеральной регистрационной службе. Олимпийская госкорпорация (о ней читайте на стр. А3) обращается к краснодарским властям, они принимают решение и сообщают о нем собственнику, который в течение семи дней должен выбрать оценщика. Всего будет 30 уполномоченных оценщиков, которых отберет госкорпорация. Если собственник за семь дней не определится, она же назначит ему оценщика. В течение 10 дней стороны должны заключить договор об оценке объекта, через 30 дней она будет готова. Отчет об оценке направляется госкорпорацией краснодарским властям, которые в течение 15 дней готовят соглашение о выкупе. Если через 30 дней соглашение не подписано, власти идут в суд с иском об изъятии объекта недвижимости для федеральных нужд.
А вот собственник оспорить решение чиновников об изъятии в суде не имеет права вообще, это прямо прописано в законопроекте (см. врез). Хорошо еще, что можно заявить «встречные требования относительно формы или размера компенсации».
Дело в том, что для изменения порядка отчуждения собственности требовалось внести изменения в Гражданский и Земельный кодексы. Их и внесли, а заодно — в кодекс Жилищный, и несколько других законов. Частично порядок изъятия изменен уже в их тексте, плюс установлена возможность устанавливать исключения из общего порядка федеральными законами. Прикол в том, что одним законом могут не обойтись, и принять еще чего-нибудь, если возникнет необходимость. Возможность в закон будет заложена. Ну, разумеется, если это чудо примут.
Понравилось еще вон чего:
«Статья 13. Заключительные и переходные положения
…
3. Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2012 года передает следующие полномочия по изъятию указанных в части 1 настоящей статьи объектов недвижимости для федеральных нужд органам государственной власти Краснодарского края:
утверждение порядка подготовки и принятия решений об изъятии объектов недвижимости для федеральных нужд;
подготовка и принятие решений об изъятии объектов недвижимости для федеральных нужд;
уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются объекты недвижимости ;
подготовка и заключение соглашений от имени Российской Федерации об изъятии объектов недвижимости для федеральных нужд;
обращение в суд с иском об изъятии объектов недвижимости для федеральных нужд;
обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятые объекты недвижимости.
4. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи полномочия передаются органу государственной власти Краснодарского края без предоставления субвенций из федерального бюджета.»
Вспоминается сразу анекдот про «Дали пистолет — и крутись как хочешь». :)
update: поправка:
«А в Ведомостях нынче, говорю ответственно, написана херня.
Конечно, Олимпийский закон и пятой части того, что написано, не предполагает.
Неоспариваемым в суде будут только принятие решения об изъятии участков под олимпиаду в Сочи. Остальные остаются оспариваемыми.
Срок уведомления не позднее чем за один год остается для всей России, кроме Сочи на 2008-2012 годы. Для всей России меняется только форма уведомления.
Принудительное изъятие участков и в Сочи, и во всей России будет производиться через суд. Иного порядка не предусмотрено.
Но не это меня удивляет.
Закон находится в думской базе АСОЗД, открыт всем желающим.
Текст комментируют четыре юриста.
В полемике под текстом на сайте тоже есть юристы.
И чо? Никто не читал? А чо тогда комментируют?
Я не к тому, что Ъ не ошибается. И не к тому, что Ведомости нехороши. Да, конечно, лажа, но мы, в общем, не юристы.
Я про так называемых юристов.»
Посыпаю голову пеплом, хотя и не за что: я его только проглядел по диагонали. Ибо не цивилист я, а уголовник.