Почитал законопроект о разгрузке присяжных, вокруг которого такой кипеж:
«Оппозиционеры восприняли «идею законопроекта» как стремление ужесточить меры воздействия на террористов. На самом же деле думское большинство пошло на смягчение наказаний, сообщила Елена Мизулина. Так, по нынешним нормам Уголовного кодекса для террористов, захвативших заложников, пойдя при этом на их умышленное убийство, предусмотрено максимальное наказание — смертная казнь. Авторы же законопроекта решили заменить ее пожизненным заключением. Таким образом, уточняла госпожа Мизулина, «те, кто захватил заложников в Беслане, будут нести более мягкую ответственность».
То есть, это, оказывается, думцы о террористах думают, не много ли им сроку дают, бедным…
Я было думал, что раз убийства (ст. 105, в смысле) подсудны присяжным, то и большинство террористов право на него получат, а коллегией из трех судей будут судить только тех, кто никого не убил. Нет, оказалось, не так: там вводятся конструкции вида
«статью 206 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.»;
То есть, убийство захваченного заложника — это не 105 + 206 статьи, а одна 206, без права на присяжных. Я думаю, такие нововведения могут повлечь кучу злоупотреблений при квалификации преступления при направлении дела в суд. То есть, сейчас встречаются ситуации, когда суд переходит на другую, менее тяжкую статью в ходе заседания. Однако, если так вот квалифицировать преступление, вместо «убийства» — «деяния … если они повлекли умышленное причинение смерти человеку» и направлять его в коллегию судей, без права на присяжных, то суд «перейти» на 105 статью не сможет, поскольку конструкцию из двух преступлений законодатель искусственно сделал «менее тяжкой», чем сто пятая: по ней смертная казнь формально оставлена (хоть и не применяется). Суд будет вынужден либо отправлять дело на доработку в следствие, либо судить по той статье, которая есть.
Скорее всего, прокуратура будет «явочным порядком» квалифицировать действия обвиняемых так, чтобы они право на присяжных не получили, и направлять в суд. Поскольку такие процессы относятся к «политическим», суд вряд ли вернет дело.