И снова об «авторском праве на персонаж»

«Суд в США разрешил свободное использование образов Холмса и Ватсона»

«Суд в американском штате Иллинойс разрешил свободное использование литературных персонажей сыщика Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона без уплаты лицензионных сборов наследникам придумавшего их британского писателя Артура Конан Дойла, сообщает в субботу сайт издания New York Times.
Судебное разбирательство проводилось по иску американского издателя Лесли Клингера (Leslie Klinger), который в последние годы опубликовал несколько томов произведений разных авторов о Шерлоке Холмсе и был вынужден заплатить наследникам Конан Дойла около 5 тысяч долларов лицензионных сборов.
Как отмечает New York Times, в Великобритании срок действия авторских прав на рассказы о Холмсе и Ватсоне, изданные до 1923 года, уже истек, и правопреемники писателя, интересы которых представляет британская компания Conan Doyle Estate, имеют права лишь на последние десять рассказов о великом сыщике. По мнению этой компании, ее авторские права должны распространяться на всех персонажей этих десяти рассказов. Наследники Конан Дойла пригрозили помешать продажам новых книг о Холмсе в интернет-магазинах Amazon и Barnes & Noble, если издатели не будут вносить лицензионные платежи за использование прославленных персонажей.»

Помнится, в сходной ситуации наш арбитраж, самый вумный в мире, выдумал некую отдельную сущность, «персонажа Винни-Пуха», который может упоминаться и описываться в совсем-совсем разных переводах исходного текста, но права на него будут принадлежать все равно Заходеру. Понять, что, раз персонаж — часть произведения, то у разных произведений — разные персонажи, самый вумный в мире почему-то не смог.
А американский суд — смог:

«Копирайт отныне распространяется только на 10 рассказов, которые были опубликованы после 1 января 1923 года, на образы и сюжеты, впервые появившиеся там, такие как вторая жена доктора Ватсона или его игра за регбийную команду Blackheath. Остальные 50 рассказов, опубликованные до 1 января 1923 года, теперь «свободны и бесплатны для общественного использования», включая образы Холмса, Ватсона, профессора Мориарти и адрес 221B на Бейкер-Стрит.»

Проще говоря, если произведение перешло в общественное достояние, то и все его «персонажи» сделали то же самое. Ну, а если нет — то нет…

«Where an autorhas used the same character in a series of works, some of which are in the public domain, the public is free to copy story elements from the public domain works»

Решение на ангельской мове — здесь.

Запись опубликована в рубрике Авторское право. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: