Интернеты сейчас немного лихорадит из-за свежевнесенного законопроекта про «запрет Tor и VPN», о необходимости принятия которого отечественные борцы с интернетом говорили оооочень давно. Сам закон, как и положено, представляет собой косноязычную поебень, в которой крайне сложно разобраться. И видимо, поэтому от внимания широкой аудитории прошел один важный момент.
Это проект не про Tor с VPN. Он — вообще про все.
«1. Владельцам информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, а также владельцам информационных ресурсов, в том числе сайтов и страниц сайтов в сети «Интернет», посредством которых на территории Российской Федерации осуществляется доступ к таким информационно-телекоммуникационным сетям, информационным системам или программам для электронных вычислительных машин, запрещается обеспечивать использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для электронных вычислительных машин для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — информационно-телекоммуникационные сети, информационные системы или программы для электронных вычислительных машин, которые могут использоваться на территории Российской Федерации для обхода ограничения доступа).»
Это — основное определение «чего-то, что может использоваться для обхода блокировок» (далее — Что-то). Именно на это Что-то планируется распространить действие добавляемой в закон «Об информации…» статьи 15.8.
Владельцы Чего-то обязаны не допускать доступа к запретным сайтам с его помощью. Если они этого не обеспечивают, воены света из Росговнадзора ласково машут пальчиком — и владельцы Чего-то пишут заявление о предоставлении им доступа к Реестру запретного, чтобы в дальнейшем, сверяясь с ним, все-таки этого доступа не допускать. Правда, в законе не говорится ничего об обязанности военов света этот доступ дать, но ничто другое не нарушает идиллии. Или нарушает?..
Таки да, нарушает: посмотрите на определение Чего-то. В его состав входят «сети», «системы», «программы», а также «сайты и страницы», посредством которых «осуществляется доступ к таким информационно-телекоммуникационным сетям, информационным системам или программам для электронных вычислительных машин». В этом определении нет никаких указаний конкретно на Tor с VPN’ом и вообще какие-то специальные приблуды именно для проксирования трафика или чего-то вроде. Под него попадает вообще любая программа, при помощи которой «осуществляется доступ». Да-да, любой браузер. И даже любой торрент-клиент. И многое, многое другое.
На всех владельцев этого и многого другого, напомню, возложена обязанность фильтровать интернеты и не пущать никого к запретному из Реестра. Это уже немного не та картина, которую нам рисуют авторы проекта в пояснительной записке. А ведь если это примут, то воины света смогут потребовать исполнить обязанность по фильтрации, скажем, от разработчиков браузера Chrome. И заблокировать его скачивание в России, если те откажутся.
А поебень про «Tor c VPN», которая авторами с трибуны говорится сейчас, забудется где-то через неделю после принятия закона. И выполнять все будут ту косноязычную поебень, которая в законе написана. Сто раз такое уже было с «нашумевшими» законопроектами.
Депутату верить — себя не уважать, запомните.