Унижение в унизительной форме

В Госдуме сегодня сказано очередное новое слово в борьбе со свободой слова: законопроект об изменениях в КоАП, который один из его авторов, депутат Хинштейн, именует «законопроектом об ответственности госслужащих за оскорбление граждан». Подтверждая лишний раз закон природы: депутатам верить — себя не уважать.
Потому что про «госслужащих» — это далеко не самое интересное и значимое в тексте. Про самое интересное сейчас расскажу.

Излишне, думаю, напоминать, что санкции за оскорбление проектом увеличиваются в несколько раз. Это — часть джентльменского набора современного российского законотворца: в любой непонятной ситуации увеличивай штрафы.
Интересное начинается с изменений в определение «оскорбления». Сейчас это «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Проектом предлагается добавить к «форме» слова «или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность».
Ну, то есть, теперь возможно станет «унижение чести и достоинства, выраженное в унизительной форме». Но это мелочи по сравнению с тем, как размывается само понятие «оскорбления». «Неприличную форму» все-таки легче распознать, чем вот эту «иную, оскорбляющую общественную нравственность». И с ее пониманием ментами и судами неизбежно будет то же самое, что ис толкованием «мелкого хулиганства в интернете«, которое вовсю карается после недавних эпохальных изменений в тот же КоАП.
То есть, под иной «оскорбляющей» формой может пониматься вообще что угодно. Вплоть до подписи самого Хинштейна (в пдф-варианте полюбуйтесь). Сам же и пострадает…
На самом деле нет: как вы понимаете, закон этот, если его примут, будет использоваться только в защиту «социально близких». И основным критерием наличия состава правонарушения будет мнение самого «оскорбленного» о том, что вот эти конкрентно слова унизили его честь с достоинством.
И не только его, но и любого представителя «группы лиц», которого «оскорбили»: проектом предлагается сделать «оскорблением» «унижение достоинства группы лиц». Видел я и такое, но там правовое открытие пришлось делать суду при помощи фигурного толкования закона и мантр про «память предков» и прочее. Теперь это непотребство предлагается законодательно закрепить.
Но и это еще не все. Проектом предлагается закрепить приравнивание текстов в интернете к «публичным выступлениям». Это означает не только повышенную ответственность для самого оскорбившего, но и возможность выдачи штрафов для того, кто такое оскорбление не предотвратил (по ч. 3 статьи 5.61). Это открывает перспективы пострадать перед администраторами групп, пабликов и прочих ресурсов с незапрещенными комментариями.
Вспомните о том, что изменениями планируется превратить само понятие «оскорбления» черт знает во что, и вам станет легко понять, что такое толкование «оскорбления» неминуемо будет использовано для удаления неугодных текстов из интернетов, путем рассылки жалоб вида: «это написано в унизительной форме, немедленно удолите!»
Так что «ответственность должностных лиц», которая описана в самом конце проекта — это, как я и говорил, далеко не самое интересное в тексте. Особенно если учесть, что норма эта, как и любая норма об ответственности «чиновников», «силовиков» и прочих социально близких, возбуждаться будет раз в год дай бог.

Запись опубликована в рубрике Законотворчество, КоАП. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: