Оказывается, первые пиратские записи появились у нас в 1898 году (1, 2, 3).
«Достаточно быстро дело Рихарда Якоба приняло широкий размах, и тогда у него появились «загадочные» конкуренты. В 1898 году предприниматель стал замечать, что клиенты стали возвращать ему валики ввиду низкого качества их звучания. Даже первый поверхностный анализ восковых цилиндров показал, что сделаны они не в его фирме, а кем-то другим, но поскольку репертуар и каталожные номера были его, то Якоб серьезно призадумался. Обращения в полицию и суд ничего не дали. Дело в том, что в те годы звукозапись казалась чудом. И если уж действительный член Французской Академии наук академик Буйо, впервые знакомясь с фонографом, говорил: «Разве можно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека!», то что говорить о реакции московских полицейских чинов на заявление Якоба, что «появились жулики, которые воруют голоса, т.е. переписывают и продают сделанные мною записи?!»
Якоб всегда говорил приходящим в его магазин, что «покупая по низкой цене дешевые сурогаты, вы не только портите себе настроение, слушая хрипы и шипы, но и лишаете заработка любимого артиста…» и, конечно же, издателя. Спустя год количество подделок стало настолько велико, что уже мешало реализации его собственной продукции, причем особо страдали самые «топовые» позиции. Дело дошло до того, что он вынужден был обратиться к своим покупателям со следующим предостережением:
«В последнее время появились машины для копировки валиков, которые однако совсем не соответствуют своему назначению. Несмотря на это, некоторые фирмы приобрели эти машины и копируют с моих оригиналов, и продают эти копии, как валики своего заряжения. Мои же валики, они по необходимости должны покупать для копии у меня, так как все артисты у меня на годовых контрактах, с тем чтобы они ни где не имели права петь. (Вот когда впервые был заложен принцип эксклюзива! – Авт.) Каждый должен со мною согласиться, что копия никогда не может сравняться с оригиналом, как хорошо она не была бы исполнена, я напротив продаю исключительно оригиналы, притом неоднократно доказано, что валики моего напева признаны всеми лучшими в России. Чистые валики я имею исключительно только заграничного производства, но никак не русские, которые хотя и дешевле, но намного хуже, так как они сделаны из не совсем чистых материалов и попадается даже песок, который портит сапфир и при передачи производит шум.
Да, перед вами первый в истории России антипиратский манифест, который был опубликован Рихардом Якобом в каталоге валиков-фонограмм его фирмы.»