«Они нАСТаивают: «доконвенционки» больше нет«
«Издательская группа «АСТ» продолжает отстаивать свою позицию по поводу так называемых «доконвенционных» произведений. Очередные претензии предъявлены к издательству «Азбука». Издательство также обвиняется в контрафактном выпуске произведений Астрид Линдгрен, права на которые принадлежат «Астрели». Заодно группа «АСТ» предупредила книжные магазины о возможных юридических санкциях за продажу этих изданий. Соответствующее письмо получила крупнейшая столичная книготорговая сеть «Московский Дом книги».
В письме издательской группы речь идет о произведениях Э.М.-Ремарка, Ж.-П. Сартра, Дж.Р.Р. Толкина, Харпер Ли, Э. Хемингуэя, Г. Гессе, У. Голдинга, К. Воннегута, Г. Миллера, А. Камю, Э. Фромма. Эти произведения издавались на русском языке еще до присоединения России к Бернской конвенции, и раньше считалось, что благодаря известной оговорке при присоединении («без обратной силы»), они останутся в общественной собственности.
Однако «АСТ» утверждает, что по ныне действующему Гражданскому кодексу, 4-я часть которого вступила в силу в 2007 году, «присоединительная» оговорка законом не является и в судебной практике не применяются.»
Это, мягко говоря, не так: в седьмой статье ГК говорится, что:
«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.»
Хотя, возможно, юристы «АСТа» возбудились вот на этот абзац из 1231 статьи:
«При признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются настоящим Кодексом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или настоящим Кодексом не предусмотрено иное.»
…но они, конечно же, неправы.
В общем, я боюсь, что у «АСТа» есть шансы оттяпать себе кусочег «общественого достояния», права на который они уже заблаговременно купили. Тем более что соответствующие решения уже выносились.
А тут не нужно никаких «иных правил», достаточно того что охрана иностранных произведений в России производится «в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Нет договора — нет охраны.