Помнится, писал я в свое время об источнике слухов про «оружие под полом» в бесланской школе, предположив, что источник сей — сообщения о захвате «Норд-Оста». А вчера наткнуся на источник, из которого предположительно пошли слухи о «Снайпере, Который Снял Боевика На Кнопке».
Конкретно — это сообщения о единственном захвате школы, происшедшем до Беслана. Это — захват школьников в израильском городе Маалоте 15 мая 1974 года. Первоисточника, до которых удалось докопаться — два: сообщение в «Известиях» от 1 сентября 2004 года, и в «Росбалте» от 3 сентября.
В школе Маалота было захвачено 105 детей, причем сделало это всего 3 (прописью: три) арабских террориста. Они потребовали отпустить из тюрьмы находившихся там соратников. Естественно, на переговоры с ними никто не пошел, и, когда стало ясно, что время тянуть больше не удастся, начался штурм. Начался он как раз с выстрела снайпера, который должен был застрелить одного из террористов. Но снайпер промахнулся, бандиты стали забрасывать детей гранатами, и в итоге спецназ, разумеется, убил всех троих. При этом погиб 21 ребенок.
Про «снайпера» из двух сообщений, ссылки на которые даны выше, пишут только «Известия», похоже, имеет смысл считать источником слуха именно их. По крайней мере, популярность их среди офлайновой публики по сравнению с «Росбалтом» — гораздо выше. Но росбалтовский текст — интереснее:
«Особая комиссия по расследованию происшедшего в Маалоте постановила, что штурм был единственной опцией, и любые уступки террористам повлекли бы за собой новые подобные захваты.
… при подобном количестве заложников и боевиков, планирование армейской операции должно быть весьма гибким, и начинаться она должна с «подачи боевиков» — то есть, удар должен наноситься при некоем неожиданном изменении — смене «охраны» террористов, ссоре, раздаче еды и т.д.
Израильтяне практикуют также проверку уровня «достоверности угрозы» — если на террористов есть достаточное досье, как в бесланском варианте, можно определить, степень готовности тех или иных боевиков стать «шахидами», в том случае, если они ничего не добьются от властей.
Необходимо, чтобы практически все участники операции, даже те, кто координирует ее сверху, назубок знали все здание, в котором содержатся заложники…»
…так что «Альфа» 3 сентября тренировалась в идентичном здании не случайно. Маалот, наверняка анализировался при подготовке штурма в Беслане, поскольку он в своем роде единственный. А если уж Израиль, с его опытом борьбы с терроризмом, переговоров с бандитами не ведет, то русским, как говорится, сам бог велел. Ну и, вдобавок, как оказалось, втроем можно захватить сотню человек, этот факт стоит предъявлять всякому, кто скажет, будто бесланских террористов было сто, двести, или сколько там еще, «а все, кто кроме тридцати двух — убежали».
По крайней мере, все это очень похоже на историю с «подполом»: сначала проводим параллель с каким-то происшествием, делаем вывод, что и в нашем случае было так же, а потом — параллельный случай забываем. Деталь начинает жить своей самостоятельной жизнью.