Пропустил как-то вот этот законопрожект, направленный на облегчение нелегкой жизни следствия с дознанием. Он вводит упрощенную форму дознания, и, что более интересно, убирает понятых из кучи следственных действий:
- наложения ареста на имущество;
- осмотра;
- осмотра трупа;
- следственного эксперимента;
- выемки (за исключением выемки электронных носителей);
- наложения ареста на почтовую корреспонденцию;
- контроля и записи переговоров;
- проверки показаний на месте.
До этого без понятых проводилось всего одно, если мне не изменяет память, следственное действие — получение образцов для сравнительного исследования.
При этом необходимо в случае отсутствия понятых применять «технические средства фиксации хода и результатов следственного действия», но, как всегда, если очень хочется, то этого можно и не делать:
«1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.»
Вдобавок, что за «технические средства» — не сказано, это может быть и обычный фотоаппарат. В общем, не для нашего менталитета это нововведение. Скоро будет как в анекдоте про «вот тут-то мне карта и поперла».
Есть, правда, и хороший пункт. Один:
«4) часть третью статьи 49 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 настоящего Кодекса.»
Это — про участие защитника. Теперь он может быть приглашен и на этап доследственной проверки. Причем если сам клиент этого не сделал, это должен делать следователь. Но слова про «затрагивающих права и свободы» дают возможность в этом отказать, что, я думаю, и будет происходить на практике. Хотя, с другой стороны, нарушение права на защиту — это серьезный косяк, и возможно, следователи будут подстраховываться, защитника все-таки приглашая.