Из рецензии на книгу «Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение. (60-е годы XVIII в. — 60-е годы XIXв.) М., 2006»:
«З.Б. Кипкеева настойчиво пытается доказать, что Карачай и Балкария были большими, многочисленными и независимыми административно-политическими единицами, а кабардинцы и другие адыгские народы будучи всего лишь кочевым сбродом разрушали эти цветущие образования. Отрицание политической самостоятельности у Кабарды «со времен Ивана Васильевича» (с. 10) — один из главных тезисов книги. И это понятно: «не лишив» феодальную Кабарду ее военно-политического статуса на Кавказе, невозможно было бы выстроить миф о «независимых» и «суверенных» «Большом», «Западном», «Кубанском», «Белореченском», Карачае, упоминания о которых красной линией проходят через всю книгу Кипкеевой.
…
Чтобы преодолеть неугодные факты, внушить самой себе и другим иной, рожденный больной фантазией величественный образ Карачая, З.Б. Кипкеева применяет к истории карачаевцев и балкарцев определения и оценки типа: «издревле», «многолюдные постоянные селения», «храбрый», «воинственный», «независимый», «непокорный», «суверенный», «богатый», «гордый», «зажиточный», «оседлый». Другие народы (в основном это абазины, адыги, ногайцы) представлены в работе в качестве не имеющих постоянного места жительства, «немноголюдных», «бедных», «ворующих», «мирных», «зависимых», «покорных» жителей рассматриваемого региона, ведущих «хищнический образ жизни».
Есть, однако, народы, для которых З.Б. Кипкеева делает исключение, это карачаевцы и балкарцы — независимые, гордые, суверенные, исконные, многочисленные жители Кавказа. При этом нет и намека на то, что в исследуемый период численность карачаево-балкарского населения составляла не более 1% от численности населения Северо-Западного и Центрального Кавказа .»
Таких наглых выпадов в адрес своего гордого народа лучшие его представители потерпеть, разумеется, не могли. Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 декабря 2012 г. рецензия была внесена в экстремистский список (№1744).
Напоминает историю, когда какие-то чеченские кисы абидились на статью о Чечне в энциклопедии «Терра». С тем же результатом (№680).