Я тут набрел на залежи старой юридической литературы и закопался немношк в советское авторское право. Узнал, к примеру, откуда ведет свое начало глупый вопрос о том, «сколько знаков из произведения можно цитировать». Да, это из Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928 «Об авторском праве»:
«5. Под небольшими отрывками, перепечатка которых не считается на основании Основ авторского права нарушением исключительного права автора, понимаются лишь те, которые по объему заимствования из произведений одного и того же автора не превышают в общей сложности в произведении под одним названием 10000 типографских знаков для прозы и 40 строк для стихотворений.
Из капитальных научных трудов допускается перепечатка до 40000 типографских знаков. Капитальными научными трудами, в смысле настоящей статьи, считаются состоящие не менее, как из 30 печатных листов.»
Но меня больше интересовал еще один вопрос — о переходе советских произведений в общественное достояние.
Он у нас, как известно, составляет 70 лет со дня смерти автора, с исключениями для участников Великой Отечественной и посмертно реабилитированных. Очень меня умиляют эти аттракционы неслыханной щедрости: их задача — вроде как вознаградить автора за перенесенные лишения, но он, к сожалению, уже умер… И все ништяки достаются наследникам, которые как раз и учиняют самые жесткие кописрачи…
Но меня интересует не их наследство, а авторские права юридических лиц. Сейчас наше законодательство такого не допускает, а вот в советские времена было можно. И в общественное достояние такие произведения переходят через 70 лет с момента публикации: сейчас в ОД находятся все такие произведения, выпущенные до 1948 года включительно.
Прежде всего это фильмы. В соответствии с тем же постановлением:
«3. Авторское право на кино-ленты признается за выпускающим их в свет кино-производственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию кино-ленты.»
…здесь мы видим, кстати, еще один нюанс советского авторского права на фильмы: «автором фильма» считался автор сценария. Вплоть до принятия ГК РСФСР 1964 года режиссер в качестве соавтора фильма не рассматривался. И в литературе, написанной до ГК, вопрос о том, считать ли его соавтором, обсуждался как дискуссионный. Но в ГК-64 законотворцев прорвало:
«Автору сценария, композитору, режиссеру — постановщику, главному оператору, художнику — постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение.»
Сейчас, напомню, соавторами фильма считаются только режиссер, автор сценария и композитор. В принципе, для советских фильмов особого значения это не имеет, у них переход в ОД привязан к дате выхода в свет. Но это только после постановления 1928 года: как определять дату начала течения этого срока для фильмов, выпущенных до него, не совсем понятно. Не исключено, что привязывать ее следует к дате смерти автора сценария. Тут я еще покопаю.
Но вернемся ко всему остальному. Если верить Постановлению ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 (с изм. от 21.08.1964) «Основы авторского права», у нас есть еще одна категория таких произведений:
«13. За издателями журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей признается авторское право на эти издания в целом в течение десяти лет со времени появления их в свет.»
То есть, периодика и энциклопедические словари с выхода постановления и до 1948 года — тоже авторским правом уже не охраняются.
И, наконец, случаи, когда конкретным юрлицам с барского плеча давались права на произведения. Пока нашел два таких, первый — это ТАСС. Ему право считаться автором выпущенной «информации» было дано в 1935 году:
«14. Телеграфное Агентство Союза ССР и телеграфные агентства союзных республик пользуются всеми правами авторства на информацию, распространяемую ими при посредстве всех видов связи, согласно действующим законам об авторском праве.»
…и подтверждено в 1959-м:
«6. ТАСС пользуется всеми правами автора, в том числе правом ставить под информационными сообщениями свое наименование и фамилии своих корреспондентов.»
И еще один случай — РОСТА — тоже 1925 год:
«14. Телеграфное Агентство Союза ССР пользуется всеми правами авторства на информацию, распространяемую им какими бы то ни было средствами связи, согласно действующих узаконений об авторском праве в Союзе ССР и Союзных Республиках.»
Знаменитые «Окна РОСТА«, правда, выходили раньше.
Не исключено, что найдутся и другие подобные документы, которые еще не оцифрованы и в интернеты не выложены.